Вход в систему

забыли пароль?




 Похожие публикации
11.06.2009 → В тепле и уюте. Выбираем спальник. →  в сообществе ex3mcommunity в блоге Снаряжение
27.06.2012 → Солнечная панель Goal Zero Nomad 7. →  в сообществе ex3mcommunity в блоге Снаряжение
17.02.2011 → Туристическая горелка. →  в сообществе ex3mcommunity в блоге Снаряжение

 Крики с трибун

все комментарии →




 Облако
→ сообществ | меток
все сообщества →



Выбираем туристическую обувь. Что покупать и как носить.

13
ТуризмПутешествия и туризм
Выбираем туристическую обувь. Что покупать и как носить.

Ноги кормят не только волка. Без рюкзака или спальника путешествие, в принципе, возможно, а от без обуви — нет. История туризма знает достаточно случаев, когда под сомнение ставилось продолжение похода только из-за плохой обуви. А о травмах лучше вообще не говорить.

На разные случаи жизни.



Так какая же обувь для путешествия самая лучшая? Таким, собственно, должен быть первый вопрос. Если на улице лето и туристический поход в вашей жизни — это достаточно редкое событие, то можно и обойтись простыми кроссовками, китайскими кедами или же старыми ботинками с «тракторной» подошвой. При условии несложного рельефа годится и такой вариант. Но, если поход угрожает затянуться, нить маршрута в основном условная и всё попахивает полным ex3mом, без специальной обуви не обойтись. Более ста лет опыта шитья туристической обуви и совершенство современных технологий оправдают ваши затраты.

Нынешний ассортимент качественной туристической обуви очень впечатляет. Качественной — то есть не дешёвой. Эти два слова в нашем материале не пересекаются. Лет десять тому назад, чтобы купить что-нибудь стоящее на свой сорок второй «растоптанный», пришлось бы обзвонить и посетить не один туристический магазин. Сейчас с этим стало значительно легче: практически в каждом туристическом магазине от «шузов» рябит в глазах. Так, что же выбрать, чтобы на все случаи жизни и, чтобы ещё и не переплатить?

Рассмотрим различные типы обуви, подходящей для туристических походов:

1. Кроссовки (низкие). Используются на подходах и на несложном рельефе. Для многодневных туристических походом годятся разве что, как запасная пара обуви. Они лёгкие (вес пары в среднем составляет 0,8 — 1 килограмм), при намокании быстро сохнут и не занимают много места в рюкзаке.

2. Улучшенные кроссовки (высокие). Это такие же кроссовки, как и низкие, но с более массивным протектором и поднятым выше косточки прошнурованным верхом. В такой обуви ноги чувствуют себя более комфортно, особенно в горном походе, а в тёплое время года их можно брать в качестве основной пары обуви. Вес высоких кроссовок составляет в среднем 1 — 1,2 килограмма.

3. Туристические ботинки. Их называют трекинговыми (от английского слова tracking) или вибрами (от бренда протектора, о котором речь пойдёт ниже). Эту разновидность обуви, как основную пару можно использовать в межсезонье и на любом горном бездорожье. От предыдущего типа обуви туристические ботинки отличаются жёсткостью и массивностью. Их вес составляет в среднем 1,3 — 1,5 килограмма.

4. Усиленные туристические ботинки. До их появления на нашем рынке в ex3mальных зимних восхождениях часто использовались русские «ВЦСПС» весом 3 — 4 килограмма пара. Усиленные туристические ботинки отличаются рядом технологических новшеств, например, использованием прорезиненного ранта, современных утеплителей и так далее. В таких ботинках ходить в туристические походы комфортно и безопасно и при этом они не сильно тяжёлые. Использование облегчённых вставок из специальных тканей и других синтетических материалов позволило уменьшить вес усиленных туристических ботинок до 1,5 — 2 килограммов и значительно упростить их эксплуатацию — в сравнении с традиционной кожаной обувью, они быстрее высыхают после намокания имеют более стойкое при перепадах температуры покрытие.

В тёплое время года кроме основной обуви в туристический поход стоит брать с собой ещё и сандалии или «вьетнамки», на привалах и в транспорте незаменимая вещь — в них ноги «дышат» и отдыхают.

Фирменные, кожаные, безопасные...



Первым шагом к приобретению хорошей туристической обуви есть выбор авторитетного продавца. Желательно, чтобы это был официальный представитель фирмы-производителя. Магазин с хорошей репутацией означает: защиту от подделок (чем иногда грешат промтоварные рынки), длительное гарантийное обслуживание и квалифицированные консультации. Лучше всего сразу идти в специализированные туристические магазины. Товар, который появляется на прилавках супермаркетов, зачастую стоит дороже, а информация о нём ограничивается этикеткой.

Выбираем туристическую обувь. Что покупать и как носить.

Следующим шагом есть выбор производителя. Рекомендуем вам особое внимание обратить на таких производителей, как Asolo, Baak, Boreal, Campus, Columbia, Dachstein, Koflach, La Sportiva, Lowa, Meindel, Merrell, Raichle, Salomon Trezeta, Vasque. Самое лучшее производство — США и страны Европы; хуже — Турция, Малайзия, Китай. (С моей точки зрения не нужно всех грести под одну гребёнку. Китай — Китаю рознь. Есть китайские вещи, по качеству ничем не уступающие американским и европейским аналогам, правда, стоят они соответственно — прим.  fish ).

Большинство серьёзных производителей шьют обувь из качественной кожи. Кожа устойчива к механическим нагрузкам, «дышит» и сдерживает попадание влаги. Она бывает различного происхождения и степени обработки: внешняя (Full-Grain, простая или с обработкой) и внутренняя (выворотка, замша, нубук). Для армейских «берцев» применяют в основном свиную кирзу. Хорошо, когда ботинок сделан из одного сплошного и «бесшовного» куска кожи — такой вариант более крепкий и сухой, но стоит дороже. Нубук, если он без специальной «восковой» обработки, очень уязвимый к различным повреждениям. Туристическое бездорожье неумолимо оставляет на такой обуви борозды и шрамы. Кроме того, этот вид кожи является гигроскопическим. Другое дело — выворотка и замша, которые более стойкие к механическим повреждениям и воду пропускают меньше, поэтому и используются чаще. Толщина и жёсткость кожи должны быть достаточными для защиты стопы и сохранения обуви в необходимой форме.

Современную туристическую обувь изготавливают с использованием мембранных материалов, которые не пропускают влагу извне, зато выводят лишнюю изнутри. Особой популярностью пользуются мембраны американского производителя GoreTex и немецкого SympaTex. Мембраны GoreTex более дорогие, а также более эффективные, но их главным недостатком есть засорение мембранных пор, чего нет у «безпорового», но хуже «дышащего» конкурента. Модель Dachstein Soft Step Light с мембраной SympaTex не протекает 12 часов (проверено). И такие свойства материала сохраняются на протяжении одного-двух лет, после чего мембрана практически полностью утрачивает свою влагостойкость. Обильная роса на лугах, продолжительный дождь и снежные заносы обувь выдерживает значительно хуже, нежели разовое погружение в воду.

Важным критерием выбора туристической обуви есть защищённость голеностопного сустава. Ботинки или кроссовки с высоким и хорошо прошнурованным верхом предотвращают травматизм «ахиллесовой пяты» туриста, поскольку надёжно фиксируют ногу. Эта часть ноги страдает значительно чаще других, можно даже повредить сухожилие.

Протектор. Чтобы почувствовать, как ему «приходится», достаточно пробежаться по каменистому берегу какой-нибудь горной речки в кедах. В серьёзных туристических походах по горам, где маршрут пролегает по скалам, мокрым, заснеженным, покрытых гололёдом, гарантом равновесия служит именно подошва. Большинство фирм устанавливает на свои изделия протекторы Vibram, Durasole или протекторы собственной разработки. Чтобы не попасть на подделку, следует помнить: в малоизвестного производителя практически не встречается фирменный протектор и наоборот — в дорогой обуви всегда качественная подошва. Материал, из которого изготавливаются протекторы, представляет собой сплав каучуковых и пластиковых материалов. Чем больше пластика (такая подошва более твёрдая на ощупь и пружинистая на изгиб), тем она менее стойкая на гладких поверхностях, но зато более износостойкая. На гибкость подошва должна быть жёсткой — чтобы это проверить, достаточно попробовать её согнуть в руках.

Присутствие амортизационных элементов, которыми напичканы дорогие кроссовки, можно только приветствовать, при условии, что от этого не очень увеличивается цена. Такие кроссовки хорошо пружинят шаг и забирают на себя часть удара.

У высоких моделях обуви язычок должен быть пришит к корпусу не только снизу, но и в виде складки по бокам. Такая обувь более тёплая и лучше защищена от проникновения во внутрь воды.

Хорошие стельки должны быть изготовлены на каучуковой основе с полимерным антибактериальным покрытием. Тогда они износостойкие, быстро сохнут и не впитывают запахи, в отличии от натуральных.

Шнурки не должны быть тонкими, не должны быть сделанными из гладких нейлоновых волокон (такие плохо держат завязку) и не должны растягиваться. Запонки-петельки и крючки для шнурков (никаких отверстий-дырочек!) на хорошей обуви сидят плотно, крючки не звенят и вращаются или сгибаются от усилий руки. Материал — легированная сталь. Чем выше крючки, тем лучше защита от травм.

Протекторы в современных моделях обуви с внешней стороны не прошивают, а крепят с помощью высокоэффективного клея. Сквозь отверстия внешней прошивки попадает влага, а при повреждении или перетирании прошивной нитки (что не исключено в условиях горного туристического похода) можно вообще потерять подошву. Мало того, встречаются разные имитации прошивок, но это уже является сигналом о непорядочности производителя.

Смягчающие подушки — очень желанный элемент обуви. Если сверху, спереди и сзади стопа хорошо защищена благодаря более толстому слою кожи на изгибе, то по бокам нога более уязвима.

Кое-что о покупке обуви.



В обуви даже самое маленькое неудобство или дискомфорт, минимальные точки трения или пережатия (даже, если после примерки или прогулки по городу обувь особо не донимала) после пятидесяти километров по горам доведут ваши ступни до плачевного состояния.

Выбираем туристическую обувь. Что покупать и как носить.

Не спешите покупать, померяйте несколько пар, посмотрите, что предлагают другие магазины. Если не удалось найти подходящей пары — не покупайте что-нибудь, лишь бы было. На поиски необходимой обуви, если того требует ситуация, пожертвуйте даже целым днём. Никогда не покупайте больший размер про запас, особенно, если у вас промежуточный размер («… с половиной»). У каждого производителя немного своё понимание размера, не говоря уже о разнообразие мировых систем размеров.

Первая же примерка должна вызвать впечатление полного удобства, облегания ноги, так, словно обувь пошита именно для вас. Ступня должна «ложиться» без каких-либо особенных усилий и чувствовать себя комфортно на продолжении длительного времени.

Одев на ноги выбранную пару обуви (а не один ботинок, как иногда предлагают продавцы), походите по магазину, поприседайте, попрыгайте, попробуйте посидеть на корточках, постойте на пальцах и даже сядьте себе на ноги (а лучше в позу «лотоса», если позволяет ваша растяжка). Всё это обязательно поможет вам обнаружить, в выбранной вами паре обуви, проблемные места, которые в туристическом походе превратят путешествие в подобие ада.

Обувь не должна жать, а пальцы не должны прикасаться к носку (проверяется по большому пальцу). Обратите внимание на ширину колодки в передней части ступни (во время примерки узкая колодка не чувствуется, дискомфорт появляется только во время продолжительного перехода) — пальцы не должны пережиматься и залазить один на другого, ступня должна себя чувствовать свободно, но без лишнего «люфта».

Слишком много свободного места в обуви — это тоже плохо. Если ступня будет скользить, то вы обязательно понатираете себе пальцы и коэффициент сцепления с рельефом существенно уменьшиться, а вероятность получения травмы возрастёт. Так, что брать ботинки или кроссовки с запасом — «на три носка» — неблагодарная практика.

Без непосредственной гарантии продавца (существует ещё и гарантия производителя) с товаром лучше вообще не иметь дела. Имеют место не единичные случаи, когда товар выходил из строя уже на первом месяце его эксплуатации, так что покупать обувь известных брендов «на веру» не рекомендуется. Продавцы в основном гарантируют качество на срок от одного до шести месяцев, а производители — один год и больше.

Эксплуатация обуви.



Новую обувь, даже если она кажется удобной, желательно разносить на протяжении некоторого времени перед туристическим походом, «подогнать» её под ногу.

Сушить обувь из натуральных материалов, особенно при наличии мембраны, следует подальше от огня и систем отопления, предварительно вынув стельки и набив изнутри материалом, который быстро впитывает влагу (для этих целей можно использовать газету).

Между походами рекомендуем вам обрабатывать обувь специальными химическими веществами, например, от компании NixWax. Тогда обувь вам прослужит значительно дольше.

Возможное появление водянок (не путать с мозолями) следует предотвратить ещё до начала туристического похода. Тщательно проверьте, нет ли в обуви плохо изолированных швов, наплывов ткани, или не морщинятся стельки. Особенно большая вероятность появления в походе водянок у тех, у кого сильно потеют ноги. Влажные ступни натереть намного легче, чем сухие (на ровном рельефе страдает вся поверхность стопы, а на затяжных спусках — пальцы). Вспотевшим или мокрым ногам спасением станут качественные «дышащие» и толстые носки. А всё остальное посоветует врач.

При низких температурах влажную обувь оставлять за пределами палатки не рекомендуется — утром ею можно будет разве что играть в кегли.

Насчёт надёжности, то «живучесть» качественных моделей обуви составляет от трёх до пяти лет, в зависимости от интенсивности использования. Упоминаемые выше Dachstein выдержали за три года 34 туристических похода различного уровня сложности и длительности, общая протяжённость которых составила около 1200 километров. За это время «умерла» мембрана, покрылись ржавчиной крючки, совершенно исчез товарный вид и несколько раз подклеивался в разных местах протектор. Планируемый ресурс — ещё два-три похода — и в музей.

Если вы собираетесь в длительное путешествие и не уверены в надёжности своей обуви, то возьмите с собой в дорогу ремонтный набор — суперклей на основе цианокрилата, несколько шурупов, гвоздей и немного проволоки.

Second-hand.



Для нашего брата-туриста попытки приобрести дешёвую обувь — это сродни выиграшу в лотерею. Если куртка или штаны после химической обработки ещё кое-как «держат марку», то обувь страдает окончательно: мембрана портится, а клей, который держит подошвы, испаряется. В результате турист победоносно взбирается на вершину в дешёвой, но развалившейся обуви. Ну, что же, выбор за вами: дешёвая обувь каждый месяц или дорогая на три года.

текст: Юрий Гудима (karpaty.net.ua)
фото: alturizm.ru
метки публикации путешествия, туризм, трекинг, снаряжение, туристическая обувь
 fish, 05 июня, в 14:48
 

Комментарии (5)

1
Господа туристы, путешественники и просто любители активного отдыха, интересно узнать ваше мнение о данной статье. Тема выбора туристической обуви, мне кажется, очень актуальна (по крайней мере, для меня лично).
 fish   06 июня, в 00:16       
1
А почему «никаких отверстий-дырочек!»?
Есть совет для женщин: покупая себе ботинки, можно немного сэкономить (если позволяет размер), выбрав их среди детской обуви:) Обычно модели эдентичные (женские-детские для девочек), а цена разная! По крайней мере, я однажды так и сделала:)
Для меня, наиболее оптимальное соотношение цены и качества у фирмы Merrell.
 Oksana   06 июня, в 15:14       
2
«42ой разношеный.» А каково мне с 45тым разношеным :( Для меня вообще любая обувь — проблема. За счет небольшого косолапия обувь умирает в лучшем случае за сезон. (это повседневная) с обувью для вылозок в лес немного проще. Если иду на охоту и в лесу сыро, то беру сапоги до колен и красовки. Если сухо, то туристические ботиники и кросовки. На рыбалку тоже в зависимости от предполагаемых мест ловли выбераю сапоги (болотные или до колен) и также беру красовки. Если предполагается ночевка, то беру что-нить типа тапок, или сланцев. В горные походы особо не ходил. Одно время пользовался армейскими бирцами. Но толи наш ВПК совсем разучился делать хорошую обувь, толи этим промыслом решили занятся китайцы. Но впечатление оказалось негативное. В грязи протектор забивался грязью и глиной, ботинки становились по весу как два кирпича. Зимой на обычной натоптаной дорожке были как коньки, но только в бок. То-есть если дорожка имела боковой уклон, то показать кеглю не составляло труда :) Ну и под конец вообще стали разползатся. Короче последний их поход был по мусоропроводу :) У orange так вообще у бирцев лопнула подошва и теперь они тоже вмести с моими путешествуют где-то по мусоропроводу. В оправдание бирцев скажу, что у знакомого снайпера который очень много побегал по горам Чечни бирцы прослужили очень долго, но он сказал, что у него были бирцы для спец. подразделений, подошва у них была с метализированным каркасом (вроде бы как даже с титановой проволоки) Короче бирцы он очень нахваливал. Так что если искать бирцы, то только армейские, те что продаются в магазинах к бирцам отношения не имеют :(
В статье не упомянута обувь Катерпиллер (Caterpillar) это американская фирма производитель бульдозеров, большегрузных самосвалов (аналог БилАЗ) и покрышек к ним. сначала они выпускали обувь только для своих сотрудников и покупателей спецтехники, но их обувь оказалась настолько удачной и надежной, что сработало сарафанное радио. Короче обувь вышла на широкие рынки. У нас Катерпиллеры можно купить например в сети магазинов СпортМастер. Но сейчас я слышал, что Катерпиллер обонкротились, так что не знаю, что у будет с обувным подразделением.
 QBoz   08 июня, в 11:24       
1
Да, Caterpillar очень схож по ценовой политике с Merrell. Тоже достойная обувь.
 Oksana   08 июня, в 12:08       
0
Статья очень хорошая, но не оправдано забыта такая туристическая обувь как Gronell и Salewa. Которые входят в топ мировых производителей трекинговых ботинок
 boo   02 февраля, в 23:19       


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.